Барокко-Роккокко

Направление барокко зародилось в Италии и плавно сменило эпоху Возрождения. Набирая силу с конца 16 столетия, стиль барокко стал распространяться по всей Европе, где являлся преобладающим с конца 16 и до середины 18 вв.

Под барокко в Милане подразумевается доминирующий в городе художественный стиль между 17 в. и первой половиной 18 в. Действительно, благодаря действиям кардинала Борромео и его авторитету среди итальянских наместников, сначала испанских, а потом австрийских, Милан жил яркой художественной жизнью, взяв на себя роль движущей силы ломбардийского барокко.

Период миланского барокко можно условно разделать на три периода: первый период 17 века, второй период 17 века и 18 век. Первый период начался с назначением на пост архиепископа Милана Федерико Борромео в 1595 году, преемника своего двоюродного брата Карло Борромео. На первом этапе можно выделить три основных представителя миланской живописи – Джиованни Баттиста Креспи, известный как "Черано", Джулио Чезаре Прокаччини и Пьера Франческо Маццукелли, иначе "Мораццоне".

Эволюция нового стиля барокко подпитывалась искусством позднего маньеризма, распространненого в Милане во времена Карло Борромео. Творчество трех миланских художников развивается, опираясь для Черано и Мораццоне на поздний тосканский и романский маньеризм и на каноны региона Эмилия-Романья для Прокаччини.

С точки зрения архитектуры преобладают заказы со стороны церкви, так как испанские захватчики избегали строительства сооружений, подходящих для военного использования. Многие уже функционирующие храмы были реконструированы и декорированы в стиле барокко, а также отстроены заново. Стиль барокко в Милане был введен архитектором Лоренцо Бинаго. Два других ведущих архитектора этого периода: Фабио Мангоне, следовавший классическим традициям и поэтому бывший в фаворитах у кардинала Федерико Борромео и Франческо Мария Рикини, в просторечьи просто Рикино, тяготевший к линиям раннего романскому барокко.
Преодолев этот дуализм, Рикини становится, без сомнения, самой значимой фигурой среди миланских архитекторов 17 в.

Второй этап барокко, начавшийся примерно после первых тридцати лет семнадцатого века, возникает после значительного перерыва в светской и общественной жизни, вызванного чередой следующих событий: со сцены изчезли основные участники - Джулио Чезаре Прокаччини (1625 г.) и Черано (1632 г.), к этому прибавилась смерть кардинала Борромео, одного из значительных фигур в истории Ломбардии 17 в., но, самое главное, город скосила эпидемия чумы, среди жертв которой был многообещающий молодой художник Даниэле Креспи. Эпидемия чумы привела также к закрытию Амброзианской художественной академии, которую в 1621 году основал Федерико Борромео, чтобы воспитать новое молодое поколение художников и архитекторов в духе миланской школы. Среди преподователей Академии были такие ведущие представители раннего барокко как Черано и Фабио Мангоне.

Живопись во второй половине 17 в. вышла на новый виток благодаря творчеству таких художников как братья Джузеппе и Карло Франческо Нуволоне, Франческо Каиро, Джиованни Баттиста Дисчеполи и других. Ведущую роль в этом сыграло, пожалуй, как закрытие Амброзианской художественной академии, дающую миланцам уверенную преемственность в стиле, так и влияние работ некоторых артистических кружков остальных регионов Италии – эмильянской, генуэзской и венецианской школ.

В архитектуре, с исчезновеним Фабио Магоне, правит Франческо Рикини, который остается практически без конкурентов, в компании с помощниками Джероламо Квадрио и Карло Буцци. Благодарая последнему факту, работы этого периода полностью отошли от маньеристкого влияния и заметно приблизились к стилю барокко, под влиянием эмильянской, генуэзской и романской школ. Последняя четверть века знаменуется восстановлением работы Амброзианской академии под руководством Антонио Буска, ученика Карло Франческо Нуволоне и Диониджи Буссола. Это событие, вместе с открытием Миланской Академией Святого Луки, берущей свое начало от одноименной римской академии, способствовало возвращению классического течения, связанного с римской и болоньезской школами.

Восемнадцатый век представляет собой последнюю фазу барокко. Стиль не переходит непосредственно в рококо, благодаря законодательным нормам коллегии миланских инженеров-архитекторов. Идет изменение основной тенденции: заказы церкви не играют больше ведущей роли в художественной панораме Милана, их место занимают проектирование роскошных вилл в миланской провинции и возвращение к строительству просторных частных дворов горожан. Активность этого направления привела к увеличению числа инженеров и архитекторов, среди которых можно назвать Джиованни Баттиста Квадрио, Карло Федерико Пьетрасанта, Бортоломео Болла, Карло Джузеппе Мерло и Франческо Кроче. К ним примыкает и римлянин Дживанни Руджери, который активно работает по всей Ломбардии.

В живописи выделяются работы Джамбаттисти Тьеполо в жанре исторической живописи и Алессандро Маньяско в жанровой живописи, оба художника не из Ломбардии: этот период характеризует перемену вкуса заказчиков, которые перестали предпочитать уроженцев Ломбардии и стали склоняться преимущественно к венецианской школе, считавшейся более престижной.

В конце 18 в. наблюдается ослабление периода барокко вторжением неоклассицизма, вплоть до его окончания со смертью художника Франческо Лондонио в 1783 году, когда Милан был уже погружен в Эпоху просвещения и находился под заметным влиянием неоклассицизма.