Либерти-Модерн

Под миланским либерти подразумевается зарождение и развития стиля либерти, как в Италии называют модерн, в городе Милане, который достиг своего максимального расцвета в первые годы двадцатого века и продолжался вплоть до начала первой мировой войны. Стиль либерти нашел в Милане благодатную почву для развития, поэтому Милан часто называют, вместе с Турином и Палермо, итальянской столицей либерти.

Со второй половины 19 века Милан находится в зените делового развития, город становится индустриальным и экономическим фаворитом Италии и, следовательно, начинается буйный период роста городской буржуазии, среди которой новые предприниматели, промышленники и торговцы, начинающие все больше доминировать в экономической и социальной городской жизни. Таким образом, зарождающийся новый класс начинает проектировать и выстраивать здание и целые районы, чтобы продемонстрировать свой достаток, закладывая новый стиль, который отличал бы их жилища от построек аристократов, доминирующих в архитектурном стиле города до этого.

Также в 1906 году Милан являлся принимающим городом для Всемирной выставки (Экспо 1906), что явилось прекрасной возможностью продемонстрировать прогресс, достигнутый в стране. Благодаря этому событию, город наполняется строениями в стиле либерти, очень популярным на тот момент в Европе и на предыдущих выставках.

Все эти события привели к тому, что мы имеем возможность насладиться красотой многочисленных произведений архитектуры в стиле либерти как частного, так и общественного характера в Милане наших дней. Сохранились целые районы либерти, облюбованные миланской элитой, например, в районе Порта Венеция и Корсо Маджента.

Палаццо Кастильони

Палаццо Кастильони было построено тридцатилетним архитектором Джузеппе Соммаруга в 1901-1904 гг. в стиле арт-нуво или либерти, как он назывался в Италии, по заказу промышленника Эрменеджильдо Кастильони. Вдохновленный образцами модерна во Франции и Англии, Соммаруга хотел воссоздать что-то похожее и в Милане.
Внутри сохранились центральная лестница и Зала Павони, т.е. Зал Павлинов, уникальное помещение, оставшееся нетронутым после бомбардировок 1943 года и украшенное потолком с чудесной лепниной и декоративными элементами, которые отображают павлинью тему. В начале 20 века вход в Палаццо Кастильони был украшен двумя пышным полуобнаженными женскими фигурами, созданными по проекту архитектора Эрнесто Баццаро, который хотел изобразить Мир и Искусство.
По причине того, что статуи достаточно открыто демонстрировали прохожим свои пятые точки, Палаццо было шутливо прозвано миланцами «Домом задниц». Пресса того времени была настолько возмущена их наличием, что Кастильони был вынужден убрать статуи с фасада дома. Пролежав на складе много лет, в наше время эти роскошные статуи можно посмотреть по адресу Виа Буонарроти, 48 (клиника «Колумбус»). С начала семидесятых годов 20 в. Палаццо Кастильони является штаб-квартирой Коммерческого Союза Милана.

Палаццо Берри Марегалли

Палаццо Берри Марегалли – шедевр архитектора Джулио Улиссе Арата (1881-1962). Это внушительное здание, построенное между 1911-1913 гг., когда Арата уходит от влияния монументального стиля с уклоном в чрезмерный эклектизм. Элементы, заимствованными из романского стиля (отделка из камня и кирпича, арки, ложи), готического стиля, стиля ренессанс, смешались с новым течением либерти (резные херувимы, фрески, кованые решетки Анжело Маццукотелли). К слиянию архитектурных стилей добавилось также разнообразие используемых в строительстве материалов - от обоженного кирпича до кованого железа - давая своего рода совместный эффект «магии и романтизма».
Палаццо представляет собой единый слаженный ансамбль, не только в плане архитектуры, но также живописи и скульптуры: при входе в здание можно полюбоваться чудесными мозаиками и потолками, выполненными Анжиоло Д'Андреа, а в внутри – статуей Адольфо Вилдта «Призрак».

Каза Кампанини

Каза Кампанини названа так по имени архитектора, который сначала ее спроектировал и построил, а потом и поселился в своем творении. Здание украшает изумительный вход в окружении двух бетонных кариатид, необычное столкновение фривольной отделки и общей скупой лаконичности. Они, несомненно, навеяны отделкой Палаццо Кастильони, построенного Джузеппе Соммаруга незадолго до этого, являющееся художественным манифестом миланского либерти.
Прекрасны также красивейшие ворота кованого железа, разработанные тем же Кампанини и воплощенные архитектором Маццукотелли, включающие цветочные мотивы, типичные для стиля либерти. Те же мотивы можно увидеть в отделке кованым железом внутри строения.

Каза Гуаццоне

Каза Гуаццоне была спроектирована и построена в те же годы что и Каза Кампанини, то есть между 1904-1906 гг. архитектором Джованни Баттиста Босси. В качестве материала также был использован бетон. Женские головки, херувимы, цветочный декор – типичная отделка стиля либерти покрывает фасады здания, разница с Каза Кампанини здесь в том, что сочетание цветов в отделке приводит к эффекту игры света и тени. Декоративные элементы из серого бетона и кованого железа гармонируют между собой во всех своих оттенках.
Облицовка здания становится как бы более воздушной и облегченной ближе к верхним этажам, плотное плетение из херувимов и фестонов, вырезанное в бетоне по краям оконных проемов и балюстрад балконов второго этажа переходит в изящное плетение кованых решеток на верхних уровнях.
Архитектурная и декоративная композиции удивительно слаженны и гармоничны в каждом элементе.

Миланский аквариум

Яркий представитель стиля либерти – Миланский аквариум, созданный как часть Всемирной выставки в 1906 году, является единственным павильоном, сохранившимся до наших дней.
Третий по старшинству в Европе, аквариум расположен на территории Парко Семпионе, в центре, между Арена Чивика и Кастелло Сфорцеско. Фасад здания украшен статуями Нептуна работы архитектора Ореста Лабо. Преобладающими деталями во внешнем облике Аквариума являются гиперболические элементы – лепнина и рельефные изображения.
В 2003-2006 годах Миланский аквариум был предметом долгой реконструкции, которая оживила внешний облик здания, вернув ему былую красоту. Интерьер также был обновлен, полностью замены резервуары с водой. Но сама концепция осталась прежней: посетители имеют возможность детально рассмотреть пресноводных и морских обитателей со всех сторон.