Неоклассика

Во второй половине XVIII — первой трети XIX веков в Италии господствует направление неоклассицизма. Неоклассицистическая архитектура Италии, находясь еще длительное время под влиянием барокко, подпитывалась традициями римского и древнегреческого классицизма.

В миланской архитектуре наиболее известной гражданской постройкой этого периода считается Ла Скала, театр с мировым именем, известный далеко за пределами Италии. Его создателю, архитектору Джузеппе Пьермарини, принадлежат также авторство таких памятников как Палаццо Реале ди Милано и Бельджойзо.

Во время правления Наполеона в Милане было возведено несколько значимых архитектурных объектов в неоклассическом стиле, среди которых Арена Чивика, грандиозный спортивный стадион, вмещавший 30 тысяч зрителей; Вилла Реале, построенная архитектором Леопольдо Поллаком для австрийского посла; серия триумфальных арок – Арка Мира, Порта Нуова и Порта Тичинеза.

Ла Скала

Название театра произошло не от слова «лестница» (скала), как можно подумать, а от имени покровительницы церкви, на месте которой был построен театр – Беатриче-Реджина делла Скала. Одно из известнейших творений Пьермарини, театр был построен за два года и открыт в 1778 году специально написанной к этой дате премьерой оперы Сальери «Признанная Европа».
Оперный зал театра был выполнен в форме подковы и отличался превосходной акустикой. Ложи были расположены на четырех ярусах, над ними находились еще пара галерей со стоячими местами. Во время строительства театра, каждая ложа архитектурно оформлялась своим владельцем согласно его вкусу, поэтому внутри Ла Скала выглядела весьма разнолико.
Внешне театр сохранил гармоничное единство неоклассического стиля при разнообразии архитектурных элементов и форм.

Арена Чивика

Арена Чивика является старейшим стадионом в Италии. В 1805 по распоряжению Наполеона Бонапарта архитектор Луиджи Каноника приступил к строительству, вдохновляясь примером римских амфитеатров, и в августе 1807 года стадион был открыт для первых зрителей. Место расположения Арены, в северо-восточном углу парка «Семпионе» было сознательно выбрано архитектором, так как находилось неподалеку от недавно реконструированного Кастелло Сфорцеско и при строительстве использовались фрагменты замка.
За время своего существования Арена Чивика выступала в разных качествах - стадиона, танцевальной площадки, катка, места проведения концертов.

Палаццо Реале

С решением австрийского правительство сделать Милан постоянным местопребыванием эрцгерцога, ему было положено иметь две резиденции – городскую и пригородную. Городской резиденцией стало Палаццо Реале, расположенное рядом с Дуомо. Пьермарини внес в реконструкцию Палаццо строгость и лаконичность, дистанцировав от барокко и сделав одним из образцов неоклассицизма в Милане. Очевидной дисгармонией было соседство двух разностилевых дворцов – готического Дуомо и классического Палаццо и архитектор решил эту проблему, построив так называемою Пьяцетту Реале. Обращенная на Палаццо и, следовательно, более широкая, чем Пьяцца Дуомо, с закрытой, но не ограниченной площадью, благодаря урбанистическому пространству она уравновешивала баланс между двумя зданиями. Та Пьяцетта Реале, которую мы наблюдаем сейчас, была переделана в 19-20 вв., потеряв свой оригинальный облик. В частности, два «рукава» здания (боковые крылья, которые направлены в сторону Дуомо), были укорочены, в результате чего здание лишилось большей доли красоты, связанной с пропорциональностью своих частей. Реконструкция здания была достаточно непростой. Пьермарини должен был совместить требования стиля и экономическую политику императрицы Марии-Терезы Австрийской с ожиданиями будущих обитателей: сына императрицы и его супруги.

Арка Мира

Проект Арки принадлежал архитектору Луиджи Каньола. Работы начались в 1807 году под руководством Каньоло и контролем Доменико Мольа, Николы Пировано, Франческо Певерелли и Баи Джио Баттисто, по заказу Муниципалитета Милана и Наполеона Бонапарта. Работа над строительством была завершена уже на две трети и многие скульптуры были закончены, такие как статуи Истории и Поэзии, выполненные в духе неоклассицизма архитектором Луиджи Акуисти, когда, с падением Итальянского Королевства, работа над проектом была приостановлена. Только в 1826 году строительство было продолжено уже по указанию габсбурского императора Франца I Австрийского, который посвятил Арку миру, объединившему различные европейские державы в 1815 году.
После смерти Луиджи Каньолы управление работами взял на себя Карло Джузеппе Лондонио, который завершил их к 1838 году, как раз к церемонии коронации австрийского императора Фердинандо I.
8 июня 1859 года, 4 дня спустя после победы на Битве при Мадженте, под крики и аплодисменты горожан, в город через Арку триумфально въехали Наполеон III и Витторио Эммануэле II.