Средние века

Средневековый период длиною почти в 1000 лет разделяется на две части: Раннее Средневековье V-X вв., с характектерным стилем Романика, зародившимся как раз в Ломбардии, где постройки массивны, лишены украшений, просты по форме, суровы и неприступны, всем своим видом они отражают феодальный уклад жизни. В романской архитектуре впервые в Средневековье появляются огромные здания, выстроенные целиком из камня; именно Романика дала миру такое понятие как «замок», в этом же стиле строились средневековые монастыри и храмы.

Близость к Альпам упрощает контакты с другими странами и народами, и именно в Средние века Милан становится центром культурного обмена: сюда созываются самые знаменитые живописцы и зодчие того времени. Именно Ломбардийский стиль- Романика значительно повлияет на архитектуру других стран: трех-нефная базилика, отдельная прямоугольная колокольня, строгое ритмическое членение храма, система сводчатых перекрытий, декор наружных стен резьбой по камню.

Начиная с X
I века Европа постепенно выходит из феодального сна, формируются первые централизованные государства, развивается торговля и экономика, а вместе сними архитектура и живопись. Романику, в конце XIII постепенно сменяет Готика - настоящий венец Средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла.

В Милане в готическом стиле изначально работают приезжие мастера, а потом и сами лонгобардцы начинают удачно смешивать местные зодчие традиции с готическими стандартами. Самый важный монумент города - кафедральный собор Дуомо, тому прекрасный пример.


На протяжении всего
Средневековья, всеми сферами жизни управляет церковь, она же основной заказчик художества, зодчества и архитектуры, естественно, все формы исскуства сугубо релегиозны. Милан не составляет исключения, наоборот -многочисленные монастыри города, принадлежавшие домениканским, франческанским, бенедиктинским орденам никогда не бедствовали и c удовольствием спонсировали исскуство.

В те времена строили прочно и надежно, и пытались ухаживать за строениями очень
тщательно, благодаря чему, мы можем до сих пор наслаждаться многими творениями Средних Веков. Некоторые храмы в Милане хорошо сохранились, а многие монументы были отреставрированы в последующие столетия.

ХРАМ САНТ’ ВИЧЕНЦО ИН ПРАТО
Небольшая церквушка, находящаяся в зоне  Ворот на Геную (Порта Дженова) – это отлично сохранившийся памятник палео - христианского стиля с элементами Романики. Была заложена в 770 году в честь Девы Марии на месте римского храма, и позже (859г.) переименована в честь мученика Викентия Августопольского, чьи мощи были найдены в крипте, там они хранятся и до сих пор. В 806 году к церкви был присоединён бенедиктинский монастырь и монахи тщательно заботились о базилике до 1520 г. Построенная по самому древнему типу храмов - в виде корабля, который спасает верующих и ведет их к Царствию Божию, церковь внутри состоит из трех нефов, заканчивающихся центральной абсидой (сводчатая ниша алтаря); две боковые абсиды были пристроены позже. В конце XVIII века церковь была закрыта и переделана под складские помещения, но в 1890 г., состоятельные миланцев, ценители древнего искусства, реставрируют за собственные средства храм, который является действующим по сей день.

загрузка карты...

ХРАМ САНТ’ АМБРОДЖИО
Основной христианский символ Милана, посвящен покровителю города Сятому Амвросию Медиоланскому. Базилика была построена в 379—386 гг. на месте захоронения раннехристианских мучеников (Basilica Martyrum) и  являлась первой из пяти базилик, основанных епископом Амвросием. Храм, полностью перестроенный  в XI в. – это подлинный памятник Романики в ломбардийском стиле, для которого характерны: отдельная колокольня,  полуциркульные арки, купола с  крестовыми сводами. Особенно любопытны чудовища с выпученными глазами на стержнях колонн главного портала базилики: подобные фигуры фантастических животных,  составляют особенность ломбардской архитектурной пластики. С правой стороны фасада — строгая «колокольня монахов» (IX век), с левой — более высокая, изящная «колокольня каноников» (1144г.), достроена в 1889 г. при масштабной реконструкции храма.  Внутри находится уникальный золотой алтарь, созданный в IX столетии, на его лицевой стороне выполнен рельеф на тему жития Иисуса Христа а тыльная сторона повествует о деянии святого Амвросия, чьи мощи почивают рядом с мощами святых мучеников Протасия и Гервасия в крипте базилики.
загрузка карты...

ХРАМ САНТ’ ЭУСТОРДЖИО
Базилика посвящена девятому епископу Милана, святому Евсторгию, жившему в IV веке, который привез от императора Константинополя реликвии трех волхвов, (Каспара, Мельхиора и Валтасара), пришедших с дарами поклониться новорожденному Христу. Во время нашествия Фридриха  Барбаросса, в 1161 реликвии «Трех царей» были похищены и вывезены в г. Кельн, и только в 1906 некоторые из них вернулись в миланский храм. В 1227 году базилика стала главным храмом домениканского ордена монахов, которые занимаются ее реставрацией, они же строят колокольню (1309). В последующие века к трех–нефному романскому сооружению с правой стороны пристраиваются многочисленные приделы (капеллы). Поэтому внутренний интерьер храма–это своеобразный микс живописи Средневековья и скульптур эпохи Возрождения. А фасад церкви – это результат ее реставрации в XIX веке. Во время празднования католического Богоявления (Епифания), 6 января каждого года в Милане проходит процессия в честь «волхвов». В путешествии от Дуомо к базилике святого Евсторгия, внушительный костюмированный кортеж сопровождает три ростовые фигуры, олицетворяющие «трех царей». Под оркестровую музыку в шествии участвуют дамы, всадники, сановники, простые горожане, одетые в исторические костюмы.



загрузка карты...

ХРАМ САНТ. ГОТТАРДА ИН КОРТЕ
Церковь была построена в 1330-36 гг архитектором Пегорари, по заказу герцога Аццоне Висконти, как дворцовая часовня. Изначально, храм был посвящен Деве Марии, но герцог переименовал ее в честь святого Готтарда, покровителя болеющих подагрой, от которой Аццоне сам страдал всю жизнь. Восьмиугольная колокольня храма–единственный сохранившийся элемент Средневековья, среди всего дворцового комплекса, полностью отреставрированного в неоклассическом стиле в XVII веке. Это сооружение- великолепный пример ломбардской Готики, где декоративный эффект достигается цветовым контрастом между красным терракотовым кирпичом и отделкой из белого мрамора. Интерьер церкви также был переделан в неоклассическомстиле, архитектором Джокондо Арбетоли В XIX веке; от Готики остались только внешние стены и пятигранный абсид. На колокольне св. Готтарда были установлены первые в городе башенные часы, их точность и громкий звон производили такой шум, что этот квартал прозвали «часовым», по словам хронолога 14-го столетия Гальвано Фьямма. До сих пор одна из близлежащих улиц называется до сих пор «Часовая» (via delle Ore).
загрузка карты...

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ДУОМО
Всемирно известный, четвертый по величине в  мире, собор Дуомо, посвященный Св. Марии Нашенте, возвели на месте древнего  кельтского святилища, при римлянах-храма Минервы, позже- палеохристианской базилики  IV века Св. Феклы. Это позднеготическое чудо, поражает своим архитектурным великолепием: содержит целый лес шпилей (135) и скульптур (3400). Храм украшен мраморными остроконечными башенками,  колоннами и резными карнизами. Общая длина собора, который вмещает до 40 000 человек, составляет 158 метров, ширина поперечного нефа -92 м, высота шпиля 106,5 м. Беломраморный колосс строился целую вечность: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 г., при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного в 1813 г., утвердил Наполеон в 1805. Изначально, специалистов по Готике приглашали из Франции и Германии, хотя первый проект разрабатывал все же итальянец - Симоне де’Орсениго. В 1470 году собором занялся архитектор Джунифорте Солари, который, следуя консультациям Браманте и Леонардо, разбавляет Готику более современными ренессансными элементами, в результате чего появляется восьмиугольный купол. Целиком собор начал функционировать в 1572 году - после того как его торжественно открыл епископ Карло Борромео. В 1769 году появился 109-метровый шпиль с четырехметровой статуей Мадонны из позолоченной бронзы. После чего появился декрет, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города. Вид с крыши здания, куда можно подняться с северной  стороны храма- самый впечатляющий в городе.
загрузка карты...

ЗАМОК СФОРЦЕСКО
Имя архитектора, создавшего этот грандиозный комплекс, неизвестно, но строительство было начато в 1368 г., когда Джан Галеаццо Висконти приказал воздвигнуть четырехугольную крепость  рядом с городскими стенами. Вскоре в замке поселилось семейство Висконти, а позднее, новый правитель города Франческо Сфорца предотвращает разрушение крепости и и под его руководством замок достраивают и расширяют (1466). Постепенно замок превращается в  одних из самых роскошных, а своего наивысшего великолепия он достигает при дворе Людовико иль Моро (1452 -1508), который вызвал для архитектурных работ самых знаменитых мастеров. Тогда же  в замке состоялись две пышные свадьбы: первая между Джаном Галеаццо Сфорца и Изабеллой д’Арагона в декабре 1488 г., вторая - между Людовико и Беатриче д’Эсте в январе 1491 г. Неоднократно замок поддается вражеским нашествиям, поэтому к  концу 16-го века крепость окружается шестью валами, расположенными в форме звезды. В течение всего своего существования этот замок пережил много горя и радостей: его завоевывали французы, испанцы, австрийцы, а Наполеон приказал разрушить крепость: в 1800 г. была снесена цитадель, и таким образом замок принял свой первоначальный вид. К концу XIX крепость приходит в большой упадок, и только благодаря длительной реставрации  послевоенного периода, этот шедевр Средневековья продолжает радовать посетителей. Музеи и выставки замка Сфорцеско славятся своими многочисленными шедеврами, среди которых  последнее произведение Микельанджело, скульптура Пиета Ронданини.
загрузка карты...

ДВОРЕЦ ПРАВОСУДИЯ БРОЛЕТТО
Дворец Правосудия (Палаццо делла Раджионе) был возведен в 1233 году по воле городского головы Ольдрадо да Трессено, в центре ратушной площади   (Бролетто), где в Средние века   сосредотачивалась судебная власть  и проводились собрания горожан. Построенное из красного кирпича в стиле ломбардской Романики, прямоугольное сооружение с полукруглыми арками сохранилось  во всей свой красе до наших дней, несмотря на некоторые  последующие реставрационные работы. Именно с  этого дворца, состоящего из зала, размещенного поверх галереи, берет начало архитектурная форма аринария, воспроизведенная затем во многих городах Ломбардии. В 1773 году, архитектором Франческо Кроче была выполнена надстройка здания, в котором был организован нотариальный архив по воле императрицы Австрии Марии Терезы. Это спасло здание от дальнейших  перестроек. На одном из пилястров Палаццо делла Раджионе размещен горельеф XIII века с изображением правителя Ольдрадо да Трессено, прославившегося тем, что  с удовольствием сжигал на кострах еретиков.
загрузка карты...

КАНАЛЫ-НАВИЛЬИ
Навильо Гранде (Большой канал) является частью обширной сети водяных путей, игравших важную роль в жизни средневекового Милана. Длиной 50 километров, с перепадом высот в 34 метра он соединяет реку Тичино с городом. Канал бы построен  (1152-1209)  с целью защиты города и торгового обмена между Миланом и швейцарским озером Маджиоре. В XIII веке город окутывала огромная сеть каналов, из них брали воду для питья, по ним  доставлялись грузы, в них стирали, в них же сбрасывали помои и стоки — и в результате частенько получали разного рода эпидемии. Прокладка каналов считалась делом необыкновенно важным,  а сложную систему шлюзов Большого канала разрабатывали инженеры, задействованные в строительстве Дуомо, Органи и Фиориванти (1438).  В дальнешем, шлюзы усовершенствовал Леонардо по просьбе Лодовико иль Моро. Именно через Навильо Гранде доставляли белый мрамор для облицовки Дуомо, а до 1914 года по каналу осуществлялись пассажирские перевозки на больших полукрытых баржах по маршруту Милан-Турбиго.
загрузка карты...

ПАВИЙСКИЙ КАНАЛ
Рядом - Навильо Павезе  (Павийский канал) строится чуть позже, в 1457 году по желанию Франсеско Сфорца, который решает соединить, важную по тем временам, Павию с Миланом. Из-за последующих смен власти в городе, работы часто приостанавливаются, и возобновляются намного позднее в  XVIII веке, благодаря стараниям императрицы Марии Терезы и позже Наполеону. Только в 1809 году строительство канала было полностью завершено. В наши дни каналы служат только для ирригации пригородных полей, хотя по Навильо Гранде можно покататься  на туристическом пароходике в летний период. Набережные этих водных путей и по сей день считаются одним из самых живых и приятных мест Милана – особенно, когда вдоль Большого канала, в последнее воскресенье каждого месяца проходит самый грандиозный антикварный рынок Италии (Меркатоне делл’Антиквариато). Также  Навильи- это место для молодежных аперитивов, вечерних прогулок и тусовок.
загрузка карты...