Эпоха Возрождения

В 14-16 вв. Милан переживал расцвет культурной и общественной жизни. На всей территории Италии первостепенное значение приобретали города, как центры мировой торговли. Апеннинский полуостров был поделен на множество независимых как от императора, так и от папы небольших городов-государств. К 1494 году осталось пять наиболее значимых – Папская область, Флорентийская и Венецианская республики, Неаполитанское королевство и Миланское герцогство. Милан контролировал ведущие в Северную Европу переходы через Альпы и являлся одним из богатейших городов, который доминировал на Ломбардской равнине.

В Ломбардии была развита мануфактурная промышленность, оружейное и ювелирное дело, производство шерсти, шелка и хлопчатобужных тканей. Благоприятным обстоятельством для экономического подъема также послужил тот факт, что чума, свирепствовавшая в Европе, обошла Миланское герцогство стороной.

В этот период правили два знаменитых рода – династия Висконти и династия Сфорца. Действительным основателем рода Висконти был Оттоне Висконти, который начал свое правление в период раннего Ренессанса. Закончилось правление Висконти после смерти Филиппо Мария Висконти в 1447 году. Франческо Сфорца основал новую знаменитую династию – дом Сфорца, которая правила вплоть до 1535 года, когда Милан вошел в состав Священной Римской империи.

При правлении династии Сфорца Миланское герцогство расцвело и в культурном плане. При дворе поощрялись науки и искусство и работали такие гении как Леонардо да Винчи и архитектор Донато Браманте. В Миланский период его творчества были построены несколько знаменитых памятников архитектуры. Первая архитектурная работа мастера – церковь Санта Мария прессо Сан-Сатиро. Браманте занимался перестройкой церкви Санта-Мария делле Грацие и лично построил хоры, окружающие само здание и купол снаружи и также трапезную, где в дальнейшем Леонардо да Винчи написал «Тайную Вечерю».

Ка' Гранда

Ка' Гранда является одним из первых зданий эпохи Возрождения в Милане и ярким примером, так называемого, ломбардийского ренессанса. Пожалуй, самое значительное творение флорентийского архитектора Антонио Филарете было построено в 1456 году по заказу герцога Франческо Сфорца и его супруги Бьянки Марии Висконти в качестве главного госпиталя (Ospedale Maggiore) для неимущих миланцев.
После смерти Филарете в 1469 году строительством велось под руководством Гуинифорте Солари, привнесшим в облик здания «готическое» влияние. Здание госпиталя представляло собой четырехугольник с четким функциональным разделением внутреннего пространства и заметно контрастировало с окружающим городским полотном из-за своей величины. Строгость линий дополнило разнообразие отделки: четкая ритмичность полукруглых длинных арок гармонирует с декоративными элементами из красного кирпича и окнами в готическом стиле.
Вплоть рубежа 19 и 20 веков больница была центром медицинской помощи в Милане. Сейчас в здании Ка' Гранда разместился Миланский университет.

Павийская Чертоза

Роскошный образец архитектуры эпохи Ренессанса. Изначально был задуман в готическом стиле, но при дальнейшем строительстве скорректирован в духе эпохи Возрождения. Павийская Чертоза также забрала некоторые конструктивные решения у Миланского Дуомо. Обитель ордена монахов-картезианцев была заложена Джаном Галеаццо Висконти в 1396 году и окончена через столетие, в 1497, отделка продолжалась еще десятилетие.
Располагается монастырь ровно посередине на пути между Миланом и Павией, которая в эпоху Миланского герцогства была вторым по важности городом после Милана.
С 1866 года Павийская Чертоза доступна для посещения в качестве музея.

Санта Мария прессо Сан-Сатиро

Церковь Санта Мария прессо Сан-Сатиро хотя и считается самой старинной в Милане, по факту была полностью перестроена и даже переименована в конце 15 в., она стала посвящаться Деве Марии, а не Сан-Сатиро как прежде.
Несмотря на то, что церковь располагается в самом центре, недалеко от театра Ла Скала, найти ее достаточно сложно. Туристы, так и не сумевшие это сделать, потеряют очень многое. Интерьер церкви изумительно гармоничен и естественнен в своей симметрии.
Особенно знаменит интерьер Санта Мария прессо Сан-Сатиро своей обманной перспективой, дающей ощущение пространство более обширного, чем на самом деле. Но эта оптическая иллюзия отнюдь не нарушает изысканность и слаженность первой работы архитектора Браманте.

Санта-Мария делле Грацие

В 1469 церковь доминиканского монастыря начала строиться в стиле поздней готики, в период правления герцогского дома Сфорца строительство было закончено в стиле Ренессанс.
Первый в Италии памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, церковь Санта-Мария делле Грацие, известна в первую очередь тем, что в ее трапезной находится шедевр Леонардо Да Винчи – фреска «Тайная вечеря».
В 16 в. на территории церкви располагался суд инквизиции, начиная со второй половины 16 в. и до конца 17 в. храм постоянно дополнялся новыми фресками и реставрировался, образцом этого исторического периода может служить церковный потолок, расписанный необычайно искусно и тщательно.

Церковь Сан-Маурицио

Церковь Сан-Маурицио была построена в 1503-1518 годах и раньше принадлежала женскому бенедектианскому монастырю, основанному в девятом веке. В наше время в церкви располагается археологический музей с крайне любопытными экспонатами из наследия населявших окружающую местность народов.
Знаменита церковь, прежде всего, своими интерьерами. Все свободное внутреннее пространство украшено чудесными фресками, большая часть которых принадлежит ученику Леонардо да Винчи, живописцу Бернардино Луини и его сыновьям. За изучением фресок, некоторые из которых напоминают картины детальной прорисовкой и сложностью сюжетов, можно провести целый день.